Первый Одесский международный кинофестиваль

Первый Одесский международный кинофестиваль проходил с 16 по 24 августа 2010 года.

Основной концепцией нового кинофестиваля стало, по выражению президента фестиваля В. Тигипко, «наличие в фильмах чувства юмора». Конкурсная программа состояла из 16 фильмов зарубежных авторов, в том числе одного российского. Это не были кинокомедии в прямом смысле слова – скорее фильмы об отношении к жизненным проблемам с чувством юмора. Здесь не было кинолент с глубоким смыслом, меняющих мировоззрение и вызывающих катарсис. Зато были фильмы светлые, легкие, оптимистичные, после просмотра которых остается хорошее настроение и вера в будущее.

 Удивило участие в конкурсе сразу нескольких фильмов о людях с лишним весом. Что ж, возможно, в Европе самая актуальная проблема на сегодняшний день – проблема переедания. Особенно поразили меня две ленты: фильм испанского режиссера Даниеля Санчеса Аревало, который так и называется «Толстяки», и немецкий фильм Дорис Дери «Парикмахерша». Честно говоря, я первый раз увидела на экране (да и вообще в жизни), как очень толстые люди раздеваются, моются, занимаются сексом…  Но все это подано так, что не почти не чувствуешь брезгливость, наоборот, толстяки вызывают симпатию и сострадание.

 Другая актуальная тема – подростковый суицид «без причины», была поднята в фильме «Мое самоубийство» американского режиссера Дэвида Ли Миллера. Вопрос, почему же кончают с собой детки из хороших семей, у которых с пяти лет есть собственный гостевой домик и профессиональная видеокамера, может и важен, да только ответ банален…  Фильм отличается от других подобных на эту тему тем, что в конце режиссер подробно разжевывает зрителям, почему жить все-таки стоит. Рекомендуется к обязательному просмотру кризисным подросткам.

 Порадовал меня фильм японского режиссера Хитоси Матсумото «Символ». Такой себе японский «Гиперкуб». Возможно, это и была запоздавшая пародия на американский фильм, я так и не поняла.  Сюжет – в комнате без окон, без дверей, и вообще без ничего просыпается японец. Он, конечно же, не знает, как там очутился. На стенах «куба» - рукоятки. Нажимаешь – появляются подарки…

Только рукоятки эти на поверку оказываются… гениталиями младенцев-херувимов, замурованных в стене. Ну и за всем этим кроется глубокий философский смысл, естественно.

 Помимо конкурсной, на фестивале были и другие программы. Например, «Новое русское кино». К сожалению, качественными представленные на них фильмы назвать сложно. Украинская премьера фильма Сергея Соловьева «2-Асса-2»  разочаровала. Снимать продолжения культовых фильмов – идея, по-моему, очень неудачная. Соловьев воскресил героев «Ассы», кажется, лишь для того, чтобы показать всему миру свое разочарование в прежних идеалах. По словам самого режиссера, он «решил снять «Ассу» вторую - чтобы не остаться в истории кино как дурак или провокатор, который ничего, кроме романтического скандирования, ни в людях, ни в жизни не понял».

 Одной из «фишек» фестиваля была «Летняя киношкола», организованная на территории Одесской киностудии. Любой желающий мог приобрести за 500 грн. абонемент, и посещать все фильмы фестиваля, а так же мастер-классы кинорежиссеров. Жили студенты в палаточном городке, расположенном в парковой зоне киностудии (стоимость места – 200 грн.). Впрочем, тем, кому  денег жалко (или их нет), можно было посещать мероприятия бесплатно, став волонтером, и помогая в организации фестиваля.

 Я посетила два мастер-класса: Киры Муратовой и Юрия Мамина.  Мастер-класс Киры Муратовой был, скорее, пресс-конференцией: она просто отвечала на вопросы студентов. Знаменитая женщина-режиссер   посоветовала девушкам не идти в режиссуру. А также высказала обиду, что ее новый фильм «Мелодия для шарманки», не был показан на фестивале по причине того, что он «слишком грустный».

 Юрий Мамин ( реж. постперестроечных фильмов «Фонтан», «Окно в Париж»), провел неплохой мастер-класс по искусству монтажа, посетовав, что нынешние студенты киновузов ленятся делать домашние задания и не читают худ. литературу.

 Печально, но украинских фильмов на украинском фестивале практически не было. Фильм «Пистолет Страдивари», снятый в Одессе, оказался ниже всякой критики. Другой проект – серия документальных короткометражек под названием «Мудаки», сделанных группой украинских кинематографистов, тоже не порадовал. Настолько это наивно и в то же время претенциозно, что даже смотреть как-то неловко было. Хотя одна из короткометражек, снятая по рассказу Юрия Андруховича, о взаимоотношениях украинской интеллигенции и гопников, мне все-таки понравилась. Поскольку проект «Мудаки» еще на стадии работы, возможно, в прокат  выйдет в итоге что-то интересное.

 Главный приз фестиваля – 15 000 долларов, а так же приз зрительских симпатий получил фильм «Детям до 16…» российского режиссера Андрея Кавуна. Лента добрая и романтичная, о первой любви, о юности…  Впрочем, у некоторых зрителей было и другое мнение: ничего особенного, обычная тинейджеровская кинокомедия. Но победило большинство. Андрей Кавун, выходя на сцену за призом, снял ботинки, объяснив, что чем больше нелепых традиций, тем больше фестиваль похож на Каннский.

Комментариев нет:

Отправить комментарий